Карта сайта:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 9 | 10 | 11 | 12 |
Связаться с нами

Панорама «Сталинградская битва»

Комплект почтовых открыток «Панорама «Сталинградская битва»
(Набор открыток)

16 открыток.
Автор-составитель Т. Скоробогатова.
Редактор М. Абсалямова.
Художественный редактор В. Басылайканова.
Технический редактор В. Лопухова.

«Изобразительное искусство». Москва. 1988.
Ордена Трудового Красного Знамени Калининский полиграфический комбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г.Калинин, пр. Ленина, 5.
Тираж - 200 тыс.
Цена 1 руб. 41 коп.

Перечень открыток

  1. Руины Сталинграда. Панорама боя
  2. Напутствие политрука перед боем
  3. Подвиг пулеметчика Николая Сердюкова
  4. Бойцы 62-й Армии в контрнаступлении
  5. Подвиг морского пехотинца Михаила Паникахо
  6. Сопротивление окруженной группировки противника
  7. Подвиг летчика Виктора Рогальского
  8. Первый танковый таран и рукопашная схватка с обороняющимся противником
  9. На соединение фронтов
10. Бой в траншее. Рукопашная схватка
11. Наступление частей комдива Н. Ф. Батюка (на втором плане: командный
       пункт комбрига А. И. Родимцева)
12. Подвиг танкиста Сергея Маркина. Санинструктор Гуля Королева в бою
13. Красный флаг на Мамаевом кургане
14. Пленение фашистов
15. Патрулирование пленных фашистов
16. Вид на Волгу. Панорама боя

Текст на обратной стороне обложки:
«Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков народов мира и напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен». Эти строки из книги «Дело всей жизни» Маршала Советского Союза А. М. Василевского могли бы стать эпиграфом к живописному памятнику доблести, славы и мужества советского солдата - панораме «Сталинградская битва».

Причудливым силуэтом высится сегодня на волжском берегу здание панорамы; стоит оно рядом с разрушенной в дни битвы городской мельницей и легендарным «Домом Павлова».

Кульминацией битвы за Сталинград стало уничтожение окруженной немецкой группировки частями наших армий. Именно этот момент стал главным композиционным центром первой советской панорамы; события же, положенные в основу ее общего идейно-художественного замысла, охватывают период всех двухсот дней и ночей, когда решалась судьба Родины.

Свинцовые тучи и дым застлали небо, нависшее зловещей пеленой над полем, где сосредоточился враг, а багряное зарево заходящего солнца победоносно высветило наступательный клин советских войск, врезавшихся в группу противника. Цветовой конфликт света и тьмы сразу определил колористическую драматургию огромного холста (его размер 16 метров по высоте и 120 метров по окружности), превращенного в поле великой битвы. Зримое чудо искусства поражает более всего тем, что при ощущении грандиозного размаха Сталинградской битвы переживаешь всем существом своим каждый конкретный исторический эпизод боев. Стоящий у холста перестает быть просто зрителем - он становится соучастником массового народного подвига. Вместе с моряком-тихоокеанцем Паникахо бросается на фашистский танк, закрывает амбразуру дота вместе с пулеметчиком Сердюковым, повторяет подвиг Гастелло вместе с летчиком Рогальским, совершает первый танковый таран вместе с танкистом Бессоновым. Массовый героизм советских войск показан на панораме через личный подвиг каждого бойца - так создатели панорамы стремились раскрыть высокую правду кровопролитного, но победного сражения у волжских берегов. С Мамаева кургана (а именно так воспринимает зритель смотровую площадку) открывается не только панорама боев за Сталинград, но и необозримые заснеженные просторы, которые воплощают в себе единое понятие - Родина.

Дать широкое идейно-художественное обобщение событию исторического значения в искусстве бывает под силу только большим мастерам. Честь и право создания панорамы «Сталинградская битва» было представлено военным художникам Студии имени М. Б. Грекова Н. Я. Буту, В. К. Дмитриевскому, П. И. Жигимонту, П. Т. Мальцеву, Г. И. Марченко, М. И. Самсонову, Ф. П. Усыпенко. Началась эта работа еще зимой 1958 года, когда художники-грековцы поселились на склоне Мамаева кургана в небольшом деревянном доме, превратив его в свою творческую мастерскую. Здесь были написаны первые этюды, сделаны первые наброски будущей панорамы. Только они знают, как много пришлось написать больших и малых холстов, сделать сотни рисунков, прежде чем появился тот самый рабочий эскиз, который и лег в основу будущей панорамы.

Ленты кинохроники, архивы, документы и встречи... бесчисленные встречи с участниками битвы. По крупицам собирали драгоценный исторический материал. Держали и «военные советы» - консультации с военачальниками - Маршалами Советского Союза А. И. Еременко, Н. И. Крыловым, В. И. Чуйковым, генерал-полковником И. И. Людниковым. Рабочий эскиз, показанный в 60-х годах на выставках в Москве и Волгограде, получил признание, но работа продолжалась еще много лет. Выверялись детали, уточнялось расположение композиционных узлов, накапливался новый документальный материал. Но главное, постоянно шла напряженная внутренняя подготовка каждого художника, которому предстояло включиться в коллективный труд по созданию панорамы. Многие из них прошли фронтовыми дорогами, видели наяву лицо войны, и это еще более усиливало ответственность за создание образа правдивого и жизненного. Старейший живописец, грековец П. Мальцев пережил гражданскую войну, сражался с белофиннами, военным художником прошел Великую Отечественную; солдатом прошел дорогами войны П. Жигимонт, был ранен, на фронте принят в партию, победу встречал уже в офицерском звании; Ф. Усыпенко - ветеран Студии имени М. Б. Грекова, один из тех, кто помнит празднование еще ее пятилетнего юбилея, заканчивал вторую мировую войну на востоке, громя милитаристскую Японию; самой почетной солдатской медалью «За боевые заслуги» награжден был артиллерист и художник Г. Марченко; М. Самсонов - участник парада Победы в июне 1945 года; для В. Дмитриевского, множество раз побывавшего на фронтах в качестве военного художника, тема битвы была близка еще и тем, что его диплом выпускника суриковского института посвящен Сталинградской переправе; у Н. Бута за спиной была огромная работа по созданию цикла картин о героях Аджимушкая. У всех у них был за плечами уже немалый опыт работы над диорамами. Роднило художников еще и то, что многие из них принимали участие в воссоздании знаменитой панорамы «Бородинская битва», во всех деталях познали они тогда блестящую школу батальной живописи Ф. Рубо. Но как много еще было нерешенного, спорного - ведь каждый пережил мысленным взором свою «Сталинградскую битву», а предстояло объединить все лучшее, оставить на холсте только главное, общечеловеческое.

Когда летом 1980 года уже был загрунтован холст будущей панорамы и началась совместная работа, все частное ушло и опыт каждого - жизненный и художественный - вылился в самоотверженный коллективный труд. Здесь пригодился и метод старых европейских мастеров, писавших не с палитры, а составленными заранее на весь объем работы колерами. На такой большой поверхности холста только так можно было добиться колористической цельности. Сложное по состоянию небо над полем битвы представляло наибольшую трудность. Сотни раз спускаясь и поднимаясь по передвижным лесам, выверяли точность тона. Семь разных натур, дарований слились в единой творческое ядро.

Когда-то Митрофан греков, известный советский художник-баталист, именем которого названа Студия военных художников, мечтал о создании первой советской панорамы. Сам ученик Франца Рубо, создателя «Бородинской панорамы», он страстно любил это искусство и понимал его огромное воспитательное значение. Мечту М. Грекова воплотили в жизнь художники, принявшие эстафету лучших традиций русской и советской батальной живописи.

Миллионы людей приходят на панораму, чтобы увидеть и пережить событие, ставшее переломным в истории Великой Отечественной войны. И если рядом с седыми ветеранами, прошедшими все испытания боевых дорог, зажигаются огнем гордости за свой народ, за его историю глаза молодых защитников Родины, то можно сказать уверенно: труд художников достиг своей цели.

Т. Скоробогатова


Ниже приведены три части разворота обложки.
Набор открыток «Панорама «Сталинградская Битва» - 1988г., СССР
Набор открыток «Панорама «Сталинградская Битва» - 1988г., СССР
Набор открыток «Панорама «Сталинградская Битва» - 1988г., СССР
Почтовая открытка «Руины Сталинграда. Панорама боя» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Напутствие политрука перед боем» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Подвиг пулеметчика Николая Сердюкова» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Бойцы 62-й Армии в контрнаступлении» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Подвиг морского пехотинца Михаила Паникахо» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Сопротивление окруженной группировки противника» - 1988г.

1988г.

Почтовая открытка «Подвиг летчика Виктора Рогальского» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Первый танковый таран» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «На соединение фронтов» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Бой в траншее. Рукопашная схватка» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Наступление частей комдива Н. Ф. Батюка» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Подвиг танкиста Сергея Маркина» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Красный флаг на Мамаевом кургане» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Пленение фашистов» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Патрулирование пленных фашистов» - 1988г., СССР

1988г.

Почтовая открытка «Вид на Волгу. Панорама боя» - 1988г., СССР

1988г.